Как правило, маркетинг оценивают только с одной стороны – с положительной. Кто же будет отрицать полезность маркетинга. На самом деле, у данной технологии есть свои недостатки и отрицательные стороны, на которые по большей части не обращают внимание.
Давайте рассмотрим такие негативные стороны маркетинга, как недостатки.
Как и любая другая технология, маркетинг имеет свои недостатки.
1) Маркетинг – не панацея от всех проблем компании.
Когда в компании дела идут плохо, а плохо дела идут, как правило, при плохих продажах, то руководство начинает искать способы решения возникших трудностей. И здесь проявляется синдром поиска «волшебной таблетки». Ищется «волшебная» методика или технология, которая поможет решить основные проблемы. Сразу вспоминают о маркетинге. Маркетинг начинают использовать тогда, когда уже практически поздно что-либо делать. На маркетинг начинают возлагать все свои надежды, считая это вполне нормальным. Через некоторое время, когда ожидаемых результатов нет – а откуда им взяться – наступает сильное разочарование. При чем же здесь маркетинг? Надо было заниматься продажами, работой с клиентами.
Маркетинг нельзя взять как лекарство от головной боли с полки и принять – головная боль не пройдет через 20 минут, как говорят в рекламе. Маркетинг нужно использовать изначально, до того как дела начинают идти плохо. Либо вы используете в своей работе маркетинг, либо не используете. Другими словами, маркетинг – не панацея от ваших проблем. И уж тем более не от всех проблем компании в период кризиса. Но его отсутствие в вашем бизнесе сильно влияет на жизнеспособность вашего бизнеса.
Маркетинг может помочь решить такие проблемы, как реальная оценка сложившейся ситуации, поможет наметить пути выхода из создавшегося положения, поможет составить планы действий, поможет оценить ваши шансы в том или ином направлении развития бизнеса, в конце концов, поможет принять правильные и эффективные управленческие решения.
Маркетинг – это всего лишь одна из технологий ведения бизнеса.
2) Маркетинг требует много внимания.
Нельзя использовать маркетинговые технологии изредка. Также как нельзя управлять вашей компанией или вашим бизнесом вахтовым методом, то есть периодически приезжая в офис, а в остальное время занимаясь чем-то другим. Маркетинг это технология управления, которая требует полной отдачи ваших усилий и вашего основного ресурса – времени.
Маркетингом надо начинать заниматься задолго до начала запуска вашего бизнеса. И продолжать заниматься им постоянно. Вопросы маркетинга должны стоять в списке самых важных вопросов в управлении вашим бизнесом наравне с финансовыми вопросами.
Маркетингу должно уделяться столько времени, сколько этого требует процесс или технология. Здесь уместно сравнение занятие маркетингом с занятием спортом. Если вы хотите иметь крепкое и стабильное здоровье, спортом надо заниматься постоянно, а не от случая к случаю. То есть надо выделять свое время. Также если вы хотите иметь действующий бизнес надо постоянно заниматься маркетингом.
Возможно, маркетинг потребует несколько больше вашего внимания, чем вы привыкли ему уделять. Есть много других приятных занятий в управлении компании, которыми вы привыкли заниматься. Однако, маркетинг требует много вашего внимания, и даже несколько больше чем другие занятия.
3) Маркетинг при неправильном использовании может ввести вас в заблуждение.
При проведении маркетинговых исследований или при построении системы сбора маркетинговой информации для нужд вашего бизнеса вы можете допустить ряд ошибок или неточностей. И по воле случая они могут проявиться сразу или же некоторое время спустя. Как правило, все ошибки выявляются в критических ситуациях, когда не ждешь.
Маркетинг при всей своей внешней простоте, на самом деле, сложная система сбора, обработки и анализа информации о рынке. При поступлении на вход данной системы неверной информации, на выходе вы естественно получаете неверную информацию. Соответственно использую неправильную информацию, вы будете принимать ошибочные управленческие решения. Это может привести ваш бизнес в конечном счете к краху.
Ошибки будут неизбежны. К сожалению, от них не избавиться. Но при правильном скрупулезном подходе к использованию технологий маркетинга можно снизить число ошибок и уменьшить вероятность их появления. По крайней мере, вы будете в состоянии не ввести себя самих же в заблуждение.
4) Маркетинг – это затратная технология.
То, что маркетинг не приносит деньги как продажи – это факт. Поэтому необходимо регулярно выделять бюджет на маркетинговые мероприятия. Вы можете попробовать вообще не тратиться на маркетинг, но тогда придется расплачиваться другим ресурсом – вашим временем. Чем меньше вы тратите на маркетинг денег, тем больше затрачиваете на него своего времени. И еще неизвестно что лучше – потеря денег или времени.
То, что любят некоторые маркетинговые «гуру» называть малобюджетный маркетинг всего лишь очередная консалтинговая причуда – миф.
Вы должны смириться с фактом затратности технологии маркетинга, так же как и с фактом затратности бухгалтерии. Хорошее ведение бухгалтерии требует хорошего вложения средств. То же самое относится и к маркетингу. Единственно не забывайте о другом факте – маркетинг позволяет компании получать информацию о самых денежных и прибыльных сегментах рынка, то есть о тех местах и направлениях, где ваш бизнес может заработать. Бухгалтерия такими вопросами не занимается, для нее важнее точность и своевременность ведения отчетности перед налоговыми и прочими контролирующими органами государства.
5) Маркетинг не может быть передан на аутсорсинг.
Модная в современном бизнесе тенденция передачи многих функций на аутсорсинг для снижения расходов как по финансам, так и по времени, применима не ко всем функциям. Одной из функций, которую нельзя передавать на аутсорсинг, является маркетинг.
Передать маркетинг на аутсорсинг – это все равно, что рассказать всему свету по секрету о том, на чем и как вы зарабатываете. Передача маркетинга на аутсорсинг является самой большой ошибкой. Вы можете привлекать на аутсорсинг сторонние маркетинговые агентства только для выполнения каких отдельных рутинных задач, например, маркетинговые полевые исследования, сбор какой-то информации. Причем задачи эти должны такими, чтобы из них не было понятно, что и как вы делаете на рынке.
Грамотно построенная система сбора информации и маркетингового планирования в бизнесе является одновременно и конкурентным преимуществом компании и его главным секретом (ноу-хау, технологией). Поэтому все что касается маркетинга надо беречь как зеницу ока и даже получше.
Подводя итоги списку недостатков и рассматривая все стороны маркетинга, все же надо признать тот факт, что при всех перечисленных недостатках маркетинг есть и остается важной и необходимой составляющей управления бизнесом.